В соответствии с планом работы на судебном участке № 2 Новоорского района Оренбургской области проведено обобщение по теме: «Обобщение судебной практики назначения наказания в виде обязательных работ по уголовным делам».
Положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ введены в действие с 10 января 2005 года Федеральным законом от 01.01.2001 года.
Обязательные работы - это вид наказания, который заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ.
Обязательные работы являются основным видом наказания и назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Этот вид наказания характеризуют: обязательность (принудительность) работ; выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; бесплатность; определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Принудительный характер обязательных работ заключается в том, что у осужденного нет возможности их выбора, он обязан выполнить именно тот вид общественно полезных работ, который будет определен. Как правило, это неквалифицированные виды работ (использование осужденных в благоустройстве улиц, уборка территорий, ремонтно-строительные и др.).
Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является учащимся).
Бесплатность работ предполагает, что обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК).
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами либо лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный (ст. 30 УИК):
- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, согласно ч.3 ст.49 УК РФ учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за 8 часов обязательных работ.
При назначении данного вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 УК РФ о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются. Это лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную служб по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
На судебный участок № 2 Новоорского района Оренбургской области в первом полугодии 2023 года окончено 25 уголовных дел, осуждено 18 человек, 5 дел прекращено, в отношении 1 человека применены меры медицинского характера.
За анализируемый период в отношении 4 человек назначено наказание в виде обязательных работ.
В последнее время судами Российской Федерации часто применяется указанный вид наказания, в связи с этим представляется необходимым напомнить, что в большинстве стран мира общественно полезные работы, даже применяемые в качестве уголовного наказания, не являются принудительными и обязательными. Выражается это в том, что суд может назначить такое наказание только с предварительного согласия подсудимого. Это правило характерно практически для всех стран, где применяются общественно полезные работы.
Вывод: Наказание в виде обязательных работ является весьма эффективным, поскольку другие способы соблюсти закон и при этом использовать общественно полезные работы, которые являются эффективной альтернативой лишению свободы, юридической практике неизвестны.
Помощник мирового судьи Е.Е. Руппель